Показатели надёжности работы лётного состава и системы «ЭВС»
Надёжность работы лётного состава в рамках эргономической системы «Э-ВС» определяется понятием надёжности оператора. в общем случае — это свойство безотказно выполнять заданные функции в течение определенного времени в заданных условиях.
К количественным показателям надежности системы относится вероятность безотказной работы ВС, частота отказов, интенсивность отказов и т. д (эти показатели рассматриваются при изучении курса «Эксплуатации авиационной техники».)
Влияние психологических факторов на надёжность работы оператора определяют такие показатели, как безопасность, своевременность, восстанавливаемость, готовность и психофизиологическая напряжённость.
Безопасность — свойство оператора сохранять работоспособность в течение определённого времени до совершения ошибки. (безошибочность действий)
n
Вероятностный показатель Рб = —
N
где n — число успешно выполненных действий N — общее число выполненных действий.
Своевременность действий оператора характеризуется вероятностью
nc
своевременного выполнения заданий, определяемым аналогично Рс =
N
Где nc — количество своевременного выполненных действий
Восстанавливаемость — свойство оператора к восстановлению работоспособности и сохранению выносливости определяется вероятностью исправления ошибки.
Рвосст = Рпр x Робн x Риспр
Где Рпн вероятность предоставления информации об изменении положения управляемого объекта.
Робн — вероятность обнаружения этого представления.
Риспр — вероятность исправления при повторном выполнении задания.
Готовность оператора определяется состоянием психологической готовности оператора к выполнению задания, хотя в данный момент этого не требуется. Она характеризуется коэффициентом готовности, определенным как вероятность его включения в работу в любой произвольный момент времени.
R= 1-(То/Т) где
То — время в течение, которого оператор отвлечён от функциональных обязанностей. Т= общее время выполнения функциональных обязанностей.
По психологической напряженности различают 3 уровня (вида) — умеренную,
повышенную и стрессовую.
Психофизиологическая напряжённость (пояснение)
Умеренная напряжённость-это нормальное состояние оператора в процессе функциональной деятельности в неусложнённых условиях. Она характеризуется нормальным самочувствием и уверенным выполнением действий.
Повышенная напряжённость вызывается усложнением обстановки, в которой происходит деятельность оператора (усложнение метеоусловий, дефицит времени и т. д.).
Повышенная напряжённость может явиться причиной снижения работоспособности, т. е снижения надёжности оператора.
Стресс- высшая степень напряжённости.
Возникает в чрезвычайных неблагоприятных условиях для деятельности оператора. Способствует дезорганизации работы, при которой совершаются грубые ошибки, резко сужается внимание.
Степень психофизиологической напряжённости зависит от индивидуальных особенностей личности к подготовленности оператора, т. е. имеет прямую связь с личностным фактором.
Т. е. надёжность оператора (экипажа) характеризуется как Рэ = Рб х Рв х Рвос х R а надёжность системы ЭВС как Рб. п. = Рэ х Рвс где — Рвс вероятность надёжной работы ВС.